Подними красный фонарь / Raise the red lantern (1991) Режиссёр: Чжан Имоу Экранизация романа Су Туна «Жёны и наложницы». Трагическая история образованной девушки, ставшей четвёртой женой китайского феодала в 20-е годы, подробно раскрывает коварный механизм и философию тирании, выходящий за рамки чисто китайской традиции. Атмосферный, изящный, завораживающий фильм, который никого не оставит равнодушным. Хитросплетения, ненависть, конкуренция, трагедии внутри китайской семьи экземпляра начала прошлого века и роль женщины во всем этом. *** Чжан Имоу, безусловно, очень талантлив и владеет многими тайнами мастерства, а по ряду позиций превосходит постановщиков, работающих к западу от Китая, хотя по праву может быть сопоставлен с уникальными творцами кинематографической поэзии и живописи в Японии. В сравнении с чуть более поздней китайской картиной «Прощай, моя наложница» Чэнь Кайгэ, вечного соперника Чжан Имоу, произведение последнего выгодно отличается благодаря не только безукоризненной стилистике, но, прежде всего, по глобальности и глубине авторской идеи. Она выражена будто в форме традиционной китайской живописной миниатюры и лишена некоторой упрощённости, тем более — тенденциозности, что всё же присуще фильму Чэнь Кайгэ. Но вопреки мнению тех, кто разделяет творчество Чжан Имоу на два непересекающихся направления — историческое и современное (три первые его работы относятся как бы к вневременным, а несколько следующих считаются чересчур актуальными, злободневными), иносказательная лента «Подними красный фонарь» имеет чёткую и значимую отсылку к 20-м годам, эпохе крушения китайской империи. Конечно, Чжан Имоу вновь подтверждает высочайшую изобразительную и кинематографическую культуру, потрясающе выстраивая композицию, завораживающе чередуя крупные и общие планы, снятые чуть сверху (кстати, съёмки происходили на острове Тайвань, в сохранившей свой многовековой уклад китайской усадьбе). Этот режиссёр — чуть ли не первый в современном кино КНР, кто обратился к тысячелетним традициям китайского миросозерцания и доказал, что, несмотря ни на какие запреты и идеологический диктат, в культуре Китая остались тесные связи с древнейшей философией и системой отношения к человеческому бытию. Обычная семейно-бытовая история прихода четвёртой жены в дом богатого господина (не случайно, что он ни разу не показан даже на среднем плане!) без видимых усилий постановщика приобретает экзистенциальный контекст. Однако эта картина Чжан Имоу может быть воспринята и как метафора распада империи, которая сначала была частично оккупирована Японией, а позже поделена на КНР, Тайвань и Гонконг. Как раз символично то обстоятельство, что режиссёру словно удалось «соединить» распавшееся — его фильм финансировался тремя китайскими анклавами при участии Японии. Сергей Кудрявцев #Китай #Тайвань #Имоу

Теги других блогов: фильм трагедия китайское кино